Бесплатный шиномонтаж

Что такое раскоксовка, зачем она нужна, как часто проводить

Когда водители сталкиваются с повышенным расходом топлива, проблемами с запуском двигателя, ухудшением его работы или увеличенным выбросом вредных веществ, причиной может быть нагар и коксовые отложения в камере сгорания, на поршневых кольцах, поршнях мотора. Процесс их очистки или профилактику отложений называют раскоксовкой. Она помогает улучшить компрессию, повысить мощность и снизить расход масла.

Раскоксовка во времена наших дедов

Автомобилисты и тогда, и сейчас знают, что для продления срока службы двигателя, полезно периодически очищать поршневые кольца от нагара. Но тогда не было специальных средств, поэтому применяли подручные. Чаще всего водители разбирали двигатель и убирали нагар из стенок поршневой группы и поршневых колец с помощью спирта или смеси керосина, масла, ацетона и нефраса (нефтяной растворитель). 

Современные средства для раскоксовки 

Сейчас, чтобы почистить двигатель, его в основном не нужно разбирать полностью. 

Есть несколько способов для выполнения раскоксовки:

  • Мягкая раскоксовка — присадки добавляют в масло или топливо. 

  • Динамичная раскоксовка. Выделяют и как разновидность мягкой очистки, и как отдельный способ: когда в топливо добавляют специальные присадки. 

  • Жёсткая раскоксовка — химические составы заливают непосредственно в камеру сгорания через свечные отверстия: 

    • Механическая раскоксовка: когда двигатель разбирают и механически устраняют отложения. Головка блока цилиндров, впускные и выпускные клапаны и т. д. открываются, чтобы можно было вручную соскрести нагар. Выхлопная труба и глушитель также снимаются и очищаются с помощью мойки высокого давления. 

    • Химическая раскоксовка предполагает применение химических соединений, которые разрушают углеродистые отложения. В результате такие компоненты, как топливные кольца, поршни, форсунки и т. д. очищаются, а химикаты выходят через выхлопную систему. Поскольку этот способ не требует вскрытия мотора, он стоит дешевле, а также более безопасный. Однако химический способ для раскоксовки подходит только в качестве профилактического метода.

  • Ульразвуковая очистка в специальной ванне с чистящим раствором, где высокочастотные звуковые волны эффективно удаляют отложения.

Выбор способа зависит от степени загрязнённости узлов автомобиля. 

Средства для раскоксовки

Сегодня на рынке много средств для раскоксовки. Чтобы не купить подделку и не навредить двигателю, выбирайте проверенные бренды и пользуйтесь известными площадками, которые дают гарантию на свою продукцию. 

  • Добавки в топливо. Это жидкие добавки, которые смешиваются с топливом и поступают в систему сгорания двигателя. Они растворяют сажевые отложения и очищают внутренние поверхности цилиндров и поршней.

  • Аэрозольные средства. Их впрыскивают во впускной коллектор или прямо в цилиндры двигателя через свечи зажигания. У них обычно более мощное действие и они могут очищать более труднодоступные участки.

  • Жидкости для промывки мотора. Эти средства добавляют в систему масляного оборудования. Они циркулируют по двигателю вместе с маслом, при этом растворяют и удаляют сажевые отложения, а также очищают масляные каналы и прокладки.

  • Присадки к топливу и маслу. Некоторые производители предлагают специальные присадки, которые добавляют как в топливо, так и в масло двигателя. Они обеспечивают комплексный подход к очистке мотора и могут предотвратить образование нагара в будущем.

Обычно это концентрированные жидкости, которые разбавляют с водой перед использованием. После разведения средство подаётся под давлением с помощью специального пеногенератора или пенной пушки. 

Несколько факторов, которые следует учитывать при выборе раскоксовочного средства:

  • Тип двигателя — бензиновый или дизельный.

  • Степень загрязнения двигателя. Для лёгкого, среднего или тяжёлого нагара.

  • Способ применения. Мягкая или жёсткая раскоксовка.

Но сначала нужно выполнить диагностику двигателя с эндоскопией, для оценки повреждения поршневой группы. 

Диагностика двигателя

Чтобы понять, насколько загрязнён двигатель и какой тип очистки будет самым оптимальным, выполняют диагностику. 

  • Эндоскопия (это может быть звуковая и видеоэндоскопия). Она определяет степень износа поршневой группы в целом.

  • Проверка компрессии на стенде — при этом можно определить состояние поршневых колец.

  • Осмотр системы выпуска — поможет определить, есть ли несгоревшее масло в системе.

  • Проверка системы ЕГР — сможет определить забитость системы рециркуляции и уровень выброса токсичных выхлопных газов.

Если вы чувствуете, что последнее время автомобиль стал вести себя по-другому, дымит, двигатель стал расходовать лишнее масло, и вы не уверены: нужна ли вам раскоксовка, лучше обратиться к специалистам для полной диагностики двигателя.

Когда проводить раскоксовку двигателя

Чёткого регламента для проведения процедуры не существует. Но опытные автомобилисты утверждают, что если пропадает тяга, машина начинает дымить — это повод задуматься о процедуре. Производители средств для удаления нагара и шлаков указывают примерный пробег, при котором стоит проводить профилактическую раскоксовку. Средние цифры при этом такие: для новых двигателей каждые 50–70 тыс. км, для моторов с пробегом — каждые 30–40 тыс. км. 

Как понять, что раскоксовка нужна

Вот основные симптомы, которые могут свидетельствовать о необходимости раскоксовки:

  • повышенный расход масла: более 500 мл на 1000 км; 

  • сизый дым из выхлопной трубы, особенно при резком нажатии на газ;

  • падение компрессии;

  • ухудшение динамики разгона;

  • нестабильная работа двигателя;

  • троение;

  • повышенный шум при работе мотора.

Если вы столкнулись с одним или несколькими из этих симптомов, лучше провести диагностику в сервисном центре.

Что делать  после раскоксовки двигателя

Сажа и другие отложения, которые удалили в процессе раскоксовки, могут попасть в масляную систему. Поэтому рекомендуют провести замену масла и масляного фильтра, чтобы избавиться от этих частиц и обеспечить чистоту масла в двигателе.

Убедитесь, что охлаждающая система работает эффективно и нет утечек. При необходимости долейте или замените охлаждающую жидкость.

Проверьте состояние впускной и выхлопной систем. Убедитесь, что нет повреждений или утечек, которые могут повлиять на работу двигателя.

После раскоксовки рекомендуют провести тестовый запуск двигателя и проверить его работу на холостом ходу при различных нагрузках. Обратите внимание на общую плавность хода и отсутствие аномальных звуков или вибраций.

После раскоксовки стоит следить за работой двигателя и проводить его обслуживание в соответствии с рекомендациями производителя. Это включает в себя регулярные замены масла, проверку и замену фильтров, а также проведение предписанных технических обслуживаний.

Средства для раскоксовки могут помочь улучшить работу двигателя, но они не будут панацеей. Если двигатель сильно изношен, то раскоксовка может не дать желаемого результата.

Помните: раскоксовка — это потенциально опасная процедура, поэтому её следует проводить с осторожностью. Если вы не уверены: нужна ли вам раскоксовка, лучше обратиться к специалистам.